На рубеже Х1Х и ХХ веков и весь ХХ век мир художников захватило и увлекло неожиданное и непонятное даже для них самих увлечение кубизмом, кубофутуризмом. У Шагала в картинах его герои летали в воздухе, перешагивали через дома, устраивались в голове коровы – словом, вели себя как дети. И эта непосредственность понравилась миру. Но это была все-таки манипуляция внешними формами. Кубизм – это шаг еще дальше – в постижении мира вообще и мира человека в частности.
Все мы вместе и любой из нас, задумываясь над собой, понимали, что человек – далеко не все из того, что он представляет собой внешне и физически. Больше того, он понимал, что главное содержание его внутри него – в его мыслях, чувствах и непонятных состояниях, которые мы называем душевными. Человек понимал, что его внешние проявления всего лишь отражение и воля внутреннего. Что это за внутреннее, которое не видно даже хирургу? Как оно устроено?
И вот тогда, еще не отдавая себе отчета в том, что они делают, первые и самые отважные из художников стали разламывать человека на составные, пытаясь выведать и выразить это его внутреннее нечто. В числе первых, кто занялся этим, были художники Пикассо, Крис, Малевич и многие их последователи. Но и этого им было мало: задумываясь о своем внутреннем, еще больше их интересовало будущее человека. И они опять-таки доступными им средствами пытались это будущее провидеть. Сегодня, оглядываясь на разные имена и полотна, кажется, что дальше других продвинулся в этом направлении Казимир Малевич, автор одной из самых нашумевших в мире картин – «Черный квадрат».
Потрясают его символические и иконописные портреты «Голова крестьянина» - два полотна, написанные в 1928-29 годах, весь крестьянский цикл второй волны. Голова крестьянина на фоне красного креста являет собой вопрос, смирение, надежду. Это лик доверия и чистоты, лик труженика. Но красный крест не спас крестьянина. Как раз в эти годы начался процесс коллективизации и раскулачивания самых предприимчивых и успешных крестьян. Все они, большинство попали в лагеря и ссылки и, наверное, поэтому другая картина с таким же точно названием (на портрете с красной головой и бородой) уже настроена по-другому: это – образ силы и протеста, образ немого и грозного укора и … предостережения. Он как будто бы предчувствует нечто ужасное в судьбе крестьянства, что еще не наступило, но неумолимо грядет. Над его головой мрачные черные полосы и черные самолеты – предвестники грядущих войн, грядущей техногенной эпохи.
И все же не войны сгубили крестьянство, а неумелое и недальновидное, а также хищническое использование природы и ее запасов, породившее изменение климата, и гонка технологий. Теперь, в начале ХХ1 века, в оставшихся еще избах сел и деревень фактически доживает свои последние дни последнее поколение крестьян в нашем традиционном понимании этого слова. Малевич, любивший крестьян, уважавший и понимавший их труд, в этих своих иконописных полотнах, провидя горькую судьбу крестьянства как класса со всем его укладом почти на сотню лет вперед, фактически написал ему реквием..
Далее. Кубисты писали человека как бы в разобранном виде, пытаясь передать художественно и заглянуть в его внутреннюю суть, придавая ему некое механистическое содержание, что делало человека похожим на неведомое роботическое существо. Такова у Малевича картина «Портрет И. В. Клюна». Жизнь показывает справедливость и этих предвидений художников, работавших в кубофутуристическом стиле. Вот факты…
Парализованный болезнью англичанин Стив Хокинг в США уже сегодня объединился через собственный суперкомпьютер с «мыслящим океаном» Интернета, где создал собственный виртуальный мир. Он уверяет нас, что человек будущего – это симбиоз человека и компьютера как единого бессмертного организма. Это не прихоть талантливого ученого, это необходимость, вызванная состоянием природы и изменениями климата
на планете, которые со временем вынудят и уже вынуждают человека меняться. Для чего? Чтобы выжить и сохранить популяцию биосуществ. сохранить цивилизацию.
Выводы Хокинга. изложенные в Белом доме, были настолько убедительны, что в США немедленно приступили к выработке новой концепции будущей субкультуры…
Настоящая картина автора – «Единство» – тоже на интуитивном, подсознательном уровне – предвосхищает мысль о человеке будущего, человеке третьего тысячелетия с принципиально иными характеристиками и возможностями. То, что мы видим на картине, показывает сущностей, пребывающих наполовину в биологическом, наполовину – в энергетическом теле. Люди почти светятся насквозь, проглядывая друг сквозь друга. Это позволяет им жить в иных климатических условиях и объединяться интеллектуально и психически для решения самых сложных задач, любых задач грядущей современности.
Таким образом, изобразительное искусство не только отображает реалии своего времени, но и просматривает и показывает иносказательно черты отдаленного будущего, опираясь не только на знание, но, прежде всего -
на подсознание, вобравшее в себя опыт предшествующих воплощений собственной души.
18.08.2008