СЕГОДНЯ даже ленивый фотографирует, потому что сознательно или интуитивно к прекрасному стремятся все, и все, у кого есть, чем щелкнуть, останавливают, как могут, ускользающие ежесекундно мгновения, захватившие ваше внимание. Поэтому стародавний вопрос «Фотография - это искусство или нет?» - по-прежнему риторичен, но есть некоторые соображения, которые побуждают вернуться в русло этих рассуждений. Без всяких обиняков, то есть «прямо в лоб», сразу – по мере своего разумения - отвечу на этот вопрос, чтобы не ступать больше на скользкую стезю дискуссии и поэтому заранее лишить себя всякой возможности увести в дебри от истины чье-то, пока еще не окрепшее мнение. Так вот это обещанное мнение: искусством следует (или можно) считать то, что считает искусством сам автор тех или иных произведений, в томчисле и фото. И это все. Пока. А теперь «отправимся в тему» и просто порассуждаем… Вот какая существует особенность, обратившая на себя внимание автора этих слов. Иногда, разглядывая на экране компьютера свои фото, которые впервые видишь в таком качественном исполнении и размерах, некоторые вдруг открывшиеся перед тобой снимки, кажется, нападают на тебя всей силой своей красоты, словно опаляют тебя невыносимо прекрасным, которое пало на тебя неведомо откуда и неведомо как. И ты сам удивляешься поразившему тебя впечатлению и вообще реакции всего себя самого на эту неожиданную красоту. Вот после таких эмоциональных встрясок еще и думай: искусство фотография, или нет. Отсюда и появляются дополнительные соображения... Фотография переходит в разряд искусства, когда начинает себя – через мастера - осознавать и видит свою цель и назначение, и видит себя в некой упорядоченной системе, которую она сама выстроила и познала, и продолжает и дальше ее выстраивать, но уже… осознанно. И вот, теперь уже вместе с вами, мы нашли для определения искусства еще три ключевых слова – мастер, осознанно и система. Итак, обобщаем. Искусство есть то, что мастер делает сознательно, и то, что делает, осознает как искусство, обнаружившее себя в системе устоявшихся взглядов и ценностей, или ее, систему, породившее. Как воздействует фотография, как, впрочем, и иное любое искусство? Пример… При пересмотре снимков на экране для наиболее интересных и характерных из них сразу находятся точные и емкие заголовки, которые, правда, потом, спустя время, почти невозможно вспомнить. Но вот особенность! Как ни странно, сильнее действуют уже отпечатанные фотографии, готовые к последующему оформлению. Что называется, они цепляют. И не просто останавливают внимание, а запускают «реакцию», порождающую поэтические строчки, которые порой приходится писать прямо на обратной стороне фото. А почему так происходит? Потому что фотография – это не что иное как слепок с нашего эмоционального впечатления, которое обнаружило себя в момент съемок. Но не всегда так. Бывает, что в спешке, чтобы неожиданное не упустить, только нащелкаешь, а просматриваешь дома, и эмоции приходят уже здесь. А здесь, дома, к сведению, я выступаю всего лишь как сторонний наблюдатель. И это означает, что такие произведения могут быть востребованы и боле широким, или массовым зрителем. И это – искусство. Таковы короткие штришки к слову о том, как воздействут на нас наши же, или чьи-то иные снимки. Далее. Фотография воздействует на нас ассоциативно. Это как? А так: мы снимаем то, что нам любо и дорого больше всего на свете. Это мамина улыбка, детский смех… Слишком личное? Да ничего, если это все сделано художественно – ведь у всех есть дети и мамы, у всех есть свои рассветы и закаты, и таинственные сумерки, и ослепительно, вызывающе смеющиеся блики на воде - на речушке нашего детства. А за всем этим – не просто так!- малая и большая Родина, больше того: огромная, если лицом к лицу,- планета Земля. А за мамой – семья, народ, человечество! Почему все-таки так много слов о фотографии – мало ли есть на свете более серьезных вещей? Именно потому, что отношение у нас к ней как к проходному кадру, как к чему-то второстепенному - в жизни, искусстве. Между тем, именно на данном этапе здравствования человека в природе, именно в искусстве фотографии воистину как никогда нуждается человечество, нуждается живая природа. Потому что и то, и другое перестало быть свято и неприкосновенно. Как никто, человек и природа нуждаются теперь, и все больше, и больше, в защите от человека же, от его либо неразумных, либо хищнических действий. Между тем, именно этот жанр искусства способен нас, наряду с другими мерами, серьезно вразумить. Дело вот в чем… Фотография вводит нас в Живую природу, в Страну Абсолютной Искренности и Чистоты, где, как ни в каком другом месте, человек способен раскрыться сам для себя и для голоса Истины. Потому что все, что там есть, в Живой природе, на всем лежит печать Творца, давшего самое первое дыхание травинке и деревцу, зайцу и окуню, цветку и грибу, лишайнику и камню – всему, что здесь есть. И все это разговаривает с человеком на своем языке голосом любви, голосом бесхитростным и бескорыстным. Здесь – в лесу, на лугах, у речки – человек очищается душевно, здесь к нему приходят самые неожиданные идеи, самые светлые мысли. Природа – целебная кладовая, созданная Творцом для человека, она кормит и согревает, ничего не требуя у нас взамен за свои дары. Она просит от нас лишь снисхождения, лишь обережения от корыстных, не знающих меры человеческих рук. Показывая в своих художественных фотографиях нашу неброскую северную, или иную красоту – как в макро, так и микромире, мы не только формируем у наших зрителей художественный и эстетический вкус, любовь к своей малой и большой Родине,– мы тем самым – бесплотными голосами наших фотографий – взываем к защите этой красоты. Мы тем самым ходатайствуем перед Всем, Что Есть, о милосердии к Природе-матери, когда-то вскормившей и возделавшей нас. Говоря же о фотохудожничестве как таковом, мы не можем не понимать, как исподволь, раз от разу, оно формирует в нас голос гражданского звучания, формирует космическое сознание. Красота – всеядна, и ее голос слышен и понятен всем народам, одинаково живущим надеждами на мир, хлеб, красоту и свободу. Мало ли этого?.. Но ведь это еще не все. Когда-то же мы должны расставить истинные приоритеты в оценке настоящих ценностей, без которых однажды, от неразумной своей головы можем оказаться на краю. Когда мы поймем, что в этом благословенном божественном мире, в котором и милостями которого мы проживаем, первична природа, а не человек? Все же на самом деле очень просто и понятно: нет природы – нет человека, нет искусства, нет ничего.
28. 05. 2011
О МОИХ ФОТОГРАФИЯХ
Я хочу дать человеку
Посредством моих фотографий
Ощущение равновесия мира,
Остойчивость
Его душевного бытия.
Иду от частного к общему,
От сложного к простому.
То есть как раз
В обратном направлении
По отношению к тем,
Кто готовит взрыв и революцию,
Взметая хаос.
Я ищу мира и равновесия.
И к ним иду,
И их дарю.